О доступе управляющей компании в жилые помещения для их осмотра
Нормами Жилищного кодекса российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения поддерживать это помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).
Обязанность по управлению многоквартирным домом, обеспечению безопасных условий проживания, надлежащему содержанию общедомового имущества и предоставлению коммунальных услуг возложена на управляющие компании или иные, избранные собственниками помещений, органы управления домом (статья 161 ЖК РФ).
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 «491 (пункты 10,11,13) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (пункты 2,32,34,85) установлено право проведения осмотров общего имущества в многоквартирном доме лицами, предоставляющими потребителям коммунальные услуги, в том числе управляющими компаниями.
Представитель управляющей компании вправе требовать допуск в квартиру в заранее согласованное с собственником время, но не чаще одного раза в три месяца для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования; для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг- по мере необходимости; для ликвидации аварий – в любое время.
Эти полномочия подтвердила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в своем определении от 07.05.2019 № 4-КГ19-6 указала, что право требовать допуск в квартиру собственника у управляющих компаний установлено в силу прямого указания в законе для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
Напоминаем, что в Котласской межрайонной прокуратуре организована «горячая линия» по вопросу нарушений жилищного и жилищно-коммунального законодательства.
Граждане, чьи жилищные права нарушены, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд, государственную жилищную инспекцию или же в Котласскую межрайонную прокуратуру по адресу: ул. Дзержинского, д.6-6, г. Котлас, Архангельская область, 165300 либо позвонить на «горячую линию» по телефону 2-13-36.