Администрация муниципального образования
«Черемушское»
Котласский район Архангельская область

Руководители и работники областных и муниципальных учреждений и предприятий должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Такой законопроект принят на прошедшей сессии областного Собрания в первом чтении. Это проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области».

Законопроект подготовлен в целях совершенствования мер по противодействию коррупции в областных (муниципальных) учреждениях и унитарных предприятиях.

О выработке таких мер было принято решение на заседании областной комиссии по координации работы по противодействию коррупции под руководством губернатора области Игоря Орлова 6 ноября 2019 года.

Цель – минимизировать коррупционные риски

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, необходимость таких мер обусловлена итогами проведенного анализа преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности за 2018 – 2019 годы. За последние годы установлен ряд случаев коррупционных правонарушений в областных и муниципальных учреждениях – фиктивное трудоустройство, подписание актов невыполненных работ, повышенные премии и иные формы хищения бюджетных средств. Во многих случаях такие преступления совершаются исходя из личной заинтересованности в условиях реального конфликта интересов. Имеют место и иные формы пересечения частных интересов руководителей и работников учреждений и предприятий и публичных интересов, включая ситуации потенциального конфликта интересов.

Игорь Андреечев пояснил, что введение предлагаемых механизмов призвано предупредить переход потенциального конфликта интересов в реальный, когда уже совершается правонарушение. Проверки на конфликт интересов позволят выявить финансовые и иные нарушения, так как мероприятиями финансового контроля не всегда удается охватить все учреждения и предприятия. Тем самым данные меры призваны способствовать минимизации коррупционных рисков.

До последнего времени – регулировали сами

До настоящего времени учреждения и предприятия сами вырабатывали меры по урегулированию конфликта интересов в рамках реализации статьи 13.3 Федерального закона о противодействии коррупции.

Сейчас предлагается законодательно ввести процедуру предотвращения или урегулирования конфликта интересов в отношении руководителей и работников областных учреждений и унитарных предприятий.

На них возлагаются обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Данные обязанности будут включены в уставы областных учреждений и унитарных предприятий, а также в трудовые договоры с руководителями и работниками учреждений и предприятий.

Нужно подать уведомление

Порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, будет установлен:

  • постановлением правительства области – в отношении руководителей учреждений и предприятий;
  • локальными правовыми актами областных учреждений и унитарных предприятий – в отношении работников таких предприятий и учреждений.

При этом локальные акты должны приниматься на основании типового положения по принятию работниками мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, утвержденного постановлением правительства области.

Такие сообщения направляются в форме уведомлений.

Руководители учреждений и предприятий направляют уведомления в кадровые службы исполнительных органов власти, руководители которых осуществляют в отношении руководителей областных учреждений и унитарных предприятий полномочия работодателей. А работники – в аналогичные подразделения учреждений и унитарных предприятий, руководители которых осуществляют в отношении работников полномочия работодателей.

Вплоть до отстранения от работы

По результатам рассмотрения уведомлений кадровые подразделения подготавливают мотивированные заключения на них.

При наличии конфликта интересов рекомендуются реальные меры, которые нужно принять: перевести работника, изменить его обязанности, отстранить от работы либо рекомендовать отказаться от выгоды, связанной с исполнением полномочий, самим работником (руководителем), его близкими родственниками (свойственниками) либо лицами, с которыми он находится в имущественных, корпоративных или иных отношениях. Могут быть введены и меры дополнительного контроля за исполнением обязанностей.

Обсудить на комиссии по конфликту интересов

Уведомления и мотивированные заключения направляются в комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В отношении руководителей подведомственных областных учреждений и унитарных предприятий такие комиссии будут созданы в областных органах исполнительной власти. Положение о таких комиссиях будет утверждено постановлением правительства области.

Уведомления работников и мотивированные заключения на них направляются в комиссии учреждений и унитарных предприятий по урегулированию конфликта интересов. Такие комиссии создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них, утвержденными локальными нормативными актами областных учреждений и унитарных предприятий. При этом типовое положение о комиссиях областных учреждений и унитарных предприятий по урегулированию конфликта интересов будет утверждено постановлением правительства области.

При несоблюдении – дисциплинарная ответственность

Если будет установлено, что руководители и работники областных учреждений и унитарных предприятий не соблюдают требования в части предотвращения или урегулирования конфликта интересов, то проводится проверка. По итогам ее проведения ставится вопрос о применении меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Коснется широкого круга областных и муниципальных учреждений

Предлагаемые меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов будут введены в отношении широкого круга областных учреждений. Их более 350. Это образовательные организации, учреждения культуры и здравоохранения, учреждения занятости и социальной защиты, противопожарные отряды, ветеринарные станции, молодежные учреждения, издательские дома и так далее.

Аналогичные подходы планируется ввести на муниципальном уровне. Это широкий круг образовательных учреждений (прежде всего общеобразовательных школ и детских садов), библиотек, музеев, домов культуры и клубов, молодежных учреждений. Таких учреждений более 300. Также это и муниципальные унитарные предприятия – прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и погребения.

Механизм реализации закона прорабатывается

В рамках реализации областного закона разработаны проекты постановления правительства области об утверждении:

  1. Положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении руководителей областных учреждений и унитарных предприятий;
  2. Положения о комиссии исполнительного органа государственной власти  области по урегулированию конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных областных учреждений и унитарных предприятий;
  3. Типового положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в отношении работников областного учреждения и унитарного предприятия;
  4. Типового положения о комиссии областного учреждения или унитарного предприятия по урегулированию конфликта интересов в отношении работников областного учреждения или унитарного предприятия.

Будет и методическое обеспечение

Ведется разработка методических рекомендаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:

  • государственных гражданских служащих в исполнительных органах власти области при осуществлении ими функций управления и контроля в отношении подведомственных областных учреждений и унитарных предприятий;
  • руководителей областных учреждений и унитарных предприятий;
  • работников областных учреждений и унитарных предприятий;
  • муниципальных служащих в администрациях муниципальных образований при осуществлении ими функций управления и контроля в отношении подведомственных муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
  • руководителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
  • работников муниципальных учреждений и унитарных предприятий.

Проект областного закона планируется рассмотреть во втором чтении на ближайшей сессии областного Собрания 11 февраля 2020 года.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства